Записка№11: Матюги про Маркотх 80 км., или особенности национального трейлранинга.

Любой трейловый старт можно разбить на три важных части, от которых зависит успех мероприятия, и общее впечатление о нём, это: дистанция, логистика и организация. Если хотя бы один пункт на высоте, то старт найдёт свою аудиторию. Есть примеры совершенно жуткой организации, с отсутствием всего, с бестолковыми волонтёрами, хреновым питанием и в жопе мира, куда надо добираться самостоятельно, но участники это всё готовы терпеть ради классного маршрута. Есть дебильные старты «пробеги десять кругов», но за неплохую организации и атмосферу праздника люди готовы их бегать. Маркотх 80 км. умудрился провалить всё. Может я бы не был столь критично настроен, если бы не прочитал интервью с организатором, после которого и принял окончательное решение бежать.

Итак, по порядку:

Дистанция. Время и место выбраны хорошие, идея «из Новороссийска в Геленджик» прекрасная, даже не вериться, что это можно было настолько испортить! Нафига водить большую часть дистанции людей по просёлкам, ЛЭПам, газопроводу и бродам там, где можно поставить всю дистанцию по хребтам? Это как ехать летом в Крым, чтобы ходить за грибами. Отдельные куски травяных спусков рядом с тропой, продирания напрямую через лес и кусты, пятьдесят бродов – всё это выглядело просто издевательством. Если бы ещё и дождь пошёл, то добавилась бы непролазная грязь, а так она была просто пролазная, и всё это там, где рядом есть прекрасные горные хребты с сумасшедшими видами. Мы занимаемся трейлранингом, а не преодолением полосы препятствий. Если вам нравится устраивать жесть на ровном месте – делайте марш броски, тропы мужества, гонки героев, но никак не беговые соревнования. Разметка была сносной, но развилка дистанций с отсутствием на ней волонтёров и указателей – это просто грабли на ровном месте. Это действительно существенный момент и кризис, из которого можно было выйти кучей способов. Ну сделайте вы разную разметку, волчатник в «Спецодежде» не дорого стоит и цвета разные есть, поставьте волонтёра, который точно будет на месте к приходу первых участников, не обещайте на брифинге однозначного чтения поворотов и дополнительно объявите на каких километрах дистанции будут пересечения с другими маршрутами. Любое из этих действий решило бы проблему, а получилось как в анекдоте: «Чтобы вступить в рукопашный бой боец спецназа должен просрать нa поле боя: aвтомaт, пистолет, нож, поясной ремень, лопaтку, бронежилет, кaску. Нaйти ровную площaдку, нa которой не вaляется ни одного кaмня или пaлки, и нaйти нa ней тaкого же раздолбая.» именно это и произошло.

Логистика. Новороссийск и Геленджик – крупные города, куда можно добраться кучей способов, всё отлично, дальше начинается жесть. Стартовые и финишные городки вынесены в пердьголимую, о которой таксисты никогда и не слышали, где нет ничего кроме руин и грязи. Могу предположить, что это именно национальные особенности, на всякий случай, чтобы власти всё не запретили, не перекрыли, согласовали и т.д., но! Если вам заранее известно место старта и финиша, количество участников, неужели нельзя сделать удобный трансфер? Автобус из центра города в 3:40 при старте в 5:30 и пути 30 минут, это как? А в обратную сторону 2 автобуса в 18:00 и 23:00 из пердиголимой, где много только грязи, прибежал в 18.30 и что делать? Ну пустите вы маршрутку курсировать если не из Новороссийска в Геленджик, то хотя бы до автобусной станции, или до трассы, или до места, где есть горячее питание, которое вы обещали, но не сделали. С финиша других дистанций уехать тоже было проблемой. На брифинге ещё пообещали, что на старт не пустят такси и частный траснпорт, хорошо, что это своё обещание тоже не сдержали. Пора вводить термин отрицательная логистика, когда организаторы не помогают, а мешают участникам добираться до старта.

Организация. Помимо вышеперечисленного – это брифинг, на который все не влезают, отсутствие заявленного горячего питания на 80 км., в том числе и на финише, список обязательного снаряжения, в котором нет аптечки.

Почему есть положительные отзывы об этом старте: 1) Это отзывы не с дистанции 80, а с 30, 16, 4, а там были нормальные, логичные маршруты. 2) Это отзывы людей, которым особенно не с чем сравнивать. 3) Это как сначала купить новую машину, а потом рассказывать всем друзьям какая она хреновая. Сложно пройти дистанцию, устать, почувствовать себя молодцом, а потом рассказывать всем не то, как там было круто и здорово, а что тебя надули.

Есть отзывы: «Ну, это первый раз!», «Получилось не всё, но они старались!», «Потом будет лучше!», но первое впечатление уже есть, и всё это больше похоже на: «Мы же столько в это вложили! Ну да колючий, ну давайте посмотрим, может на нём ещё что-то путное вырастет». Так же обидно за всех, кто напрямую или косвенно помогал в раскрутке данного старта, за информационные площадки и амбасадоров. У меня лично есть чёткое понимание, что вас надули так же как и нас.